августа
Власти решили форсировать строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург. Как заявил Владимир Путин, для реализации этого долгоиграющего проекта «настал момент». Сейчас ВСМ строится только со стороны Москвы, и до конечной точки необходимо проложить почти 700 км новых путей. Президент предложил со временем провести ВСМ в Луганск, Донецк, а также в Минск и Екатеринбург. Но сроки даже первого этапа пока не обозначены.
В четверг президент побывал на выставке «Год нового транспортного каркаса», которой столичные власти решили отпраздновать первый юбилей современной системы городского общественного транспорта. Она держится на трех китах — метрополитене, МЦК и МЦД. И Владимир Путин, как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, ко всем этим проектам имеет самое непосредственное отношение. МЦК, МЦД-1, МЦД-2, а также Большая кольцевая линия метро строились по поручению президента и запускались при его участии.
«Сегодня у нас историческое событие: запуск МЦД-3 объединит северо-запад и юго-восток, Ленинградское и Павелецкое направления», — сообщил в четверг Собянин, отметив, что «под непосредственным контролем» Путина была проведена колоссальная работа. Прокладывать пути пришлось не только на поверхности, но и под землей. Общая протяженность третьего диаметра, конечными точками которого являются Раменское и Зеленоград, составляет 85 км. На маршруте будет 38 станций, а время в пути и, что немаловажно, затраты на дорогу значительно сократятся.
На правах ведущего церемонии Собянин предоставил слово губернатору Московской области Андрею Воробьеву, который пообещал, что невостребованным МЦД-3 не останется. Сейчас на прилегающих к нему территориях Подмосковья проживает 1 млн человек, но скоро благодаря реновации будет проживать в три раза больше. «Качество поездки и возвращения домой — это очень важно», — заявил Воробьев. Он также поблагодарил Владимира Путина за внимание к транспортным проектам МО, отметив, что долгожданный обход поселка Октябрьский на трассе М-5 начал активно строиться после поручения президента.
Глава РЖД Олег Белозеров, в свою очередь, сообщил, что последний железнодорожный вход в Москву был построен еще в начале прошлого века — в 1908 году. А последние 100 с лишним лет за такие проекты даже не брались. «Боялись, — пояснил Сергей Собянин, — это очень сложная задача». «Но когда вы приняли политическое решение это реализовать, план стал воплощаться», — обращаясь к Путину, добавил он. «ЗдОрово», — похвалил президент.
После того как движение по МЦД-3 было запущено, участники церемонии начали убеждать главу государства в необходимости форсировать строительство ВСМ Москва—Санкт-Петербург. Новая высокоскоростная дорога нужна, по их словам, как пассажирам, так и грузоотправителям. Мощности существующей инфраструктуры давно исчерпаны, увеличить объемы перевозок, как того требуют планы развития, по старым путям уже невозможно. Собянин отметил, что даже вокзал под ВСМ практически готов: когда строили станцию для МЦД-3, в Зеленограде предусмотрели специальный конструктив для скоростных поездов.
Владимир Путин поддержал аргументы чиновников: подходящий момент для строительства ВСМ действительно настал. «Проект скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом обсуждается давно. Мне кажется, сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации», — констатировал он. Путин отметил, что запуск ВСМ сократит время в пути от Москвы до Питера до 2 часов 15 мин., до Твери — до 39 мин., а от Питера до Новгорода — до 29 мин. Но это только первый этап. Потом, по словам президента, нужно, безусловно, двигаться в Нижний Новгород, Казань, Уральский регион и в Воронеж. А также подумать над «подключением» к ВСМ Луганска и Донецка и «проработать вопрос с правительством Белоруссии». «Минское направление было бы очень востребовано», — уверен ВВП.
Возможные сроки строительства и условия финансирования даже первого этапа никем из участников мероприятия не озвучивались. Ранее назывался 2027 год и затраты в пределах 1,3–1,5 трлн руб. (часть из них из средств ФНБ). Однако многие эксперты продолжают сомневаться в целесообразности расходов на ВСМ в условиях сокращения населения РФ. Более того, сам Путин два года назад говорил, что реализация этого проекта может привести к тому, что «авиация на плече Москва—Санкт-Петербург перестанет существовать».