марта
В профильных ведомствах стартовала дискуссия по предложению «Опоры России» о включении в систему страхования также вкладов малого бизнеса, оказавшегося на сегодня в весьма уязвимом положении. Эксперты признают, что морально готовы поддержать эту идею, но арифметика – против.
Малый бизнес без малого
С учетом заявленного в начале марта ЦБ РФ отзыва лицензий у трех банков Татарстана («Татфондбанка», «Интехбанка» и «Анкор банка») выдвинутое в последних числах февраля на инвестфоруме в Сочи предложение «Опоры России» о распространении системы страхования вкладов также на малые предприятия приобрело еще большую актуальность, уверены в организации, объединяющей представителей малого и среднего бизнеса. Как заметил президент «Опоры России» Александр Калинин, десятки тысяч малых предпринимателей, хранившие свои средства на счетах упомянутых банков, теперь рискуют их лишиться.
Как известно, относящиеся к категории юридических лиц представители малого бизнеса также не вправе рассчитывать на страховое возмещение от Агентства страхования вкладов (АСВ), которое для физлиц обеспечивает полное возвращение их депозитов в пределах установленной суммы в 1,4 млн руб.
Хотя, уточнил Калинин, по своим показателям представители малого бизнеса не слишком отличаются от тех же физлиц или индивидуальных предпринимателей, ранее также включенных в систему страхования вкладов по инициативе «Опоры России». Но одновременно, в отличие от крупного бизнеса, они не располагают альтернативными счетами в других кредитных организациях и при закрытии «своего» банка оказываются в крайне затруднительном положении. И дабы спасти собратьев меньших, на них также следует распространить систему страхового возмещения депозитов.
Как определили в «Опоре России», общее число представителей малого и микробизнеса на сегодня составляет около 3 млн человек. И если для каждого предусмотреть возможность страхования вклада в размере 1,4 млн руб., итоговая сумма выйдет вполне посильной.
В одном из региональных банков, к примеру, уже прикинули, что вследствие предложенной новации размер отчислений на страхование вкладов у него увеличился бы с 60 млн руб. до 80 млн руб. И это приемлемая сумма, которую возможно заплатить, в частности, и за то, чтобы остановить исход юрлиц (в том числе и малых) из небольших кредитных организаций в государственные и системообразующие банки.
Концептуально поддерживают
Тогда как в сегодняшних условиях невозможно реализовать планы по формированию в стране разноуровневой системы, в которой, наряду с теми же госбанками, успешно функционировали бы и некрупные региональные банки, подчеркнул глава «Опоры России». Как он добавил, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев разделил эту озабоченность, поручив Минэкономразвитию и Минфину проанализировать целесообразность распространения механизма страхования вкладов также на средства малых предприятий, размещенные в банках.
Как сообщили в пресс-службе МЭР, концептуально в ведомстве поддерживают указанную инициативу, ведь если какой-то банк, по тем или иным причинам, прекращает свое существование, то у микробизнеса практически нет шансов спасти свои средства на счетах такого банка. Однако в случае страхования этих вкладов в АСВ должен быть обеспечен соответствующий страховой взнос, что неизбежно приведет к дополнительным издержкам и скажется на повышении процентной ставки и удорожании кредитов для малого бизнеса. А потому данное предложение требует обсуждения и расчетов, с тем чтобы определить в том числе его итоговую цену для самих предпринимателей, пояснили в Минэкономразвития.
Фонд АСВ уже выбран, и если расширить состав участников системы страхования вкладов, то придется увеличить отчисления от банков, вследствие чего подорожают кредиты, что ударит и по малым предпринимателям, подтвердил председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Понимая, в каком тяжелом положении оказывается малый бизнес в случае закрытия банка, морально мы готовы выступить за предложенное нововведение, но при этом осознаем, что его практическая реализация в сегодняшних условиях затруднена», — резюмировал Аксаков.
Но арифметика против
Сходное мнение озвучил и финансовый омбудсмен Павел Медведев: «Я также поддерживаю данную инициативу, но боюсь, что арифметика будет против». Действительно, признал Медведев, в сравнении с теми же физлицами, нынешнее положение представителей малого бизнеса представляется несправедливым. Так, физические лица отнюдь не обязаны хранить свои деньги в банке, и при всей их значимости для конкретных людей упомянутые средства все же не являются для них хлебом насущным. В то время как у предпринимателей ситуация принципиально иная. Но тем не менее в сегодняшних кризисных условиях, когда фонд АСВ уже в минусе и агентство работает за счет кредитов Центробанка, дополнительно наращивать нагрузку на систему было бы безответственно, указал Медведев.
Как он предположил, выходом из создавшегося тупика могло бы стать выявление проблемных банков с их последующей санацией – на ранней стадии. То есть до того как, в силу различных причин (воровства или непрофессионализма банкиров и пр.), иссякли средства на счетах конкретной кредитной организации. С этой целью необходимо наладить и более эффективное взаимодействие финансовых структур с правоохранительными органами, которым, помимо прочего, требуется увеличить число профессионалов, способных противодействовать правонарушениям в финансовой сфере. К слову, благодаря усилиям как прежнего главы ЦБ Сергея Игнатьева, так и нынешнего в лице Эльвиры Набиуллиной, постепенно идет движение в нужном направлении. И если, скажем, 3-4 года назад на счетах очередного обрушившегося банка оставалось лишь 10% положенных средств, то сейчас это уже 15-20%, оценил финансовый омбудсмен.
Но поскольку и при таком уровне для юрлиц, оказавшихся в роли кредиторов третьей очереди, невозможно надеяться на возвращение своих денег, в секретариат финансового омбудсмена сейчас каждый день приходят новые жалобы из Татарстана.
«И сколько еще понадобится крушений таких вот татфондбанков, чтобы, наконец, принять спасительные для малых предпринимателей решения?! И тем самым обеспечить доверие к системе в целом!» — таким риторическим вопросом Александр Калинин предварил собственный прогноз, который все же предусматривает позитивное решение по результатам стартовавшего процесса его проработки и обсчета в профильных ведомствах.
Итоговое заключение по данному вопросу предполагается сформировать к 1 июня 2017 г.