Общественная палата повторно выступила против введения налога на интернет

Общественная палата повторно выступила против введения налога на интернет

Общественная палата повторно выступила против введения так называемого налога на интернет. Об этом сообщила ТАСС председатель комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.

«Концепция глобальной лицензии (налог на интернет — прим.ред.) вводит не механизм защиты исключительных прав, а механизм их законодательного ограничения путем введения принудительного осуществления авторских и смежных прав через общества по коллективному управлению правами», — говорится в заключении ОП по итогам экспертизы законопроекта «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно- телекоммуникационных сетях», подготовленного Минкультом.

Михеева уточнила, что члены ОП проголосовали и приняли это заключение, документ будет опубликован на сайте ОП во вторник утром. Она напомнила, что ОП впервые выступила против введения «налога на интернет» в декабре 2014 года — в рамках «нулевых чтений» концепции глобальной лицензии.

Концепция глобальной лицензии была представлена в октябре 2014 года Российским союзом правообладателей /РСП/, совет которого возглавляет Никита Михалков. РСП предложил новый механизм платы за использование защищенных копирайтом материалов в сети — взимать с операторов связи сбор в зависимости от количества абонентов и эти деньги делить между правообладателями. Инициатива получила отрицательный отклик из большинства министерств и ведомств, а также от участников отрасли. Но в феврале 2015 года на едином портале раскрытия правовой информации была размещена новая версия проекта закона, подготовленная Минкультом и практически повторяющая первую версию законопроекта.

В отрицательном заключении ОП на законопроект Минкульта говорится, что «налог на интернет» формирует у пользователей «ложное ощущение правомерности их действий, поскольку они уже заплатили всем правообладателям за все результаты интеллектуальной деятельности». При этом авторы законопроекта ошибочно полагают, «что весь без исключения распространяемый в сети интернет-контент является нелегальным, и все без исключения пользователи интернета используют его незаконно», указывается в заключении ОП. Это противоречит положению ГК РФ о свободном воспроизведении контента пользователями в личных целях и принципам работы легальных площадок, которые размещают контент на условиях лицензионных договоров с конкретными правообладателями и выплат вознаграждений в их пользу. «Налог на интернет» также легализует работу «пиратских» провайдеров контента: за счет этого легальные площадки начнут терять привлекательность, так как смысла покупать контент, если за него уже заплачен «налог», нет.

Одновременно «законопроект навязывает пользователям услуги, в которых они не заинтересованы», считают в ОП. При этом интернет-пользователи будут нести двойные расходы за получение фактически одной и той же услуги — при использовании телематических услуг связи и при покупке оборудования и материальных носителей /в РФ веден налог в 1% на любое ввозимое на территорию страны оборудование для персонального воспроизведения контента/.

Также сейчас нет оборудования для учета объектов авторского права в медиа-трафике. «Оценки затрат, необходимых для создания и эксплуатации такого оборудования, свидетельствуют о том, что первое вознаграждение после введения «глобальной лицензии» можно будет выплатить не ранее чем через 10 лет после ее введения», — подчеркивают в ОП. Также в заключении указано, что концепция глобальной лицензии создаст условия для нарушения конституционных норм по защите тайны частной жизни и тайны связи.

Одновременно с этим ОП приняла резолюцию с просьбой к Госдуме о моратории на рассмотрение законопроектов в области авторских и смежных прав в цифровой среде до конца 2015 года, добавила Михеева. В соответствующем документе говорится, что принятие резолюции ОП связано с вступлением в силу с 1 мая 2015 года поправок, расширяющих действие «антипиратского закона» на другие виды контента помимо музыки. В ОП считают необходимым сформировать «правоприменительную практику механизмов блокировки сайтов, а также выработки продуманного концептуального решения по стратегии развития законодательства в указанной сфере», объясняется в документе позиция ОП.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.