декабря
Андрей Климов: — Чтобы ответить на ваш вопрос, надо сначала разобраться, богаче кого. Богаче жителей Бангладеш, стран Африки, или с кем мы себя сравниваем? Если с европейцами и американцами, то с кем именно из них? Не надо судить о жизни общества по звездам Голливуда и сказкам о сладкой жизни, как это делали раньше, особенно в 1990-е годы.
Вот недавно Всемирный банк признал, что Россия оказалась в пятерке самых крупных экономик мира. Теперь в географической Европе от Уральских гор до Атлантики мы бесспорные лидеры по объему ВВП. Россия опередила Германию, мы примерно на одном уровне с Японией и по ВВП, и, кстати, по численности населения. А впереди нас страны, у которых население в разы или на порядок больше, чем у нас, — Китай, Индия и США. Когда у тебя в 10 раз больше рабочей силы, и экономика будет крупнее.
Конечно, нам есть куда и производительность труда повышать, и издержки сокращать. Например, часто слышу, что наши люди зимой спят с открытыми окнами. Много энергии теплосети тратят впустую. А в Амстердаме многие люди зимой ходят по дому в теплой одежде, потому что счет за отопление — 400 евро в месяц. Они экономят, держат температуру 15 градусов, топят одну только комнату.
Жизнь от зарплаты до зарплаты
— У них и доходы больше.
— Да, зарплаты в странах Запада выше, но надо смотреть, сколько в итоге остается свободных денег после всех обязательных трат. А этим могут похвастаться немногие. Большинство людей там живет от зарплаты до зарплаты, платят ипотеку и кредиты. Если было бы все так прекрасно, как думают некоторые наивные люди, в США число бездомных не шло бы на миллионы. Да, они не погибают там массово зимой от мороза и голода, но я уверен, никто из россиян в здравом уме не хотел бы вести образ жизни американского бомжа.
Это не более чем миф, что в России какая-то слишком низкая производительность труда, сплошная разруха или страшная нищета. Вот огромные расстояния и суровый арктический климат на больших территориях — это правда. Сколько сил уходит хотя бы на то, чтобы по 6-7 месяцев в году чистить дороги от снега, а ведь в других странах такого нет. Там ты к теплому морю вышел, воздухом подышал, и тебе уже хорошо.
В странах Северной Европы тоже холодно, но там расстояния маленькие, все рядом. А у нас чистка тысяч и тысяч километров дорог от снега — это очень затратная, но столь же важная госуслуга, без этого ни скорая не проедет, ни транспорт. Москва чище и безопаснее, чем любой город мира. На мой взгляд, еще и красивее. Иностранцы это признают, я со многими общаюсь. Вообще, нам не на них надо ориентироваться, а на свои потребности. И грамотно управлять производством, да и всей экономикой вообще, мало сидеть на диване и рассуждать на эту тему.
Родом из 1990-х
— К качеству управления много вопросов у людей. Что с этим делать?
— Высокое качество всего на свете всегда дается большим трудом, оно не валяется под ногами. Проблемы у нас обычно не из-за чьей-то злой воли. Как у нас в стране в 1990-е частный бизнес появился? Я не очень вежливо сейчас скажу, но это все «по-кривому» часто было. Переделать кривое в ровное, в социально ориентированное — это сложно и долго. Целое поколение управленцев выросло в те годы, которые по-другому не умеют.
На мой взгляд, помимо усилий государства, правительства, которые принимаются, важную роль в повышении эффективности должно играть профсоюзное движение. У нас есть законы, которые позволяют спокойно, эволюционно донастраивать производство. Это задача всего нашего общества, а не только начальников. Правда, это легко сказать, но непросто сделать, однако я вижу, что мы к этому идем. И это приведет нас к росту экономики, справедливости и благосостояния людей.
Для этого существует гражданское общество, но не то гражданское общество, которое служит чужим интересам и заокеанским НКО, разжигая недовольство в обществе. А настоящее гражданское общество, которое нацелено на решение насущных задач.
Нажива на мигрантах
— Зачем владельцу предприятия или топ-менеджеру считаться с профсоюзом, если он может послушных мигрантов завезти? Или просто уволить самых активных.
— При таком дефиците рабочей силы ценными кадрами разбрасываться себе дороже. Что касается мигрантов, то сейчас основная цель завоза рабочей силы из-за рубежа — это демпинг на рынке труда. Вот есть работа, которая объективно стоит, скажем, тысячу рублей в единицу времени. Что делают работодатели? Они привозят мигрантов, которые готовы сделать эту работу за 500 рублей. Они на этом зарабатывают, но при этом дальше все проблемы и издержки перекладывают на общество и государство.
Мы слышим и знаем их аргументы, они не стесняются рассуждать про экономический рост, но на самом деле оказывают стране медвежью услугу. Бесконтрольный завоз низкоквалифицированной рабочей силы — это антигосударственная деятельность. С этим надо бороться, но бороться очень разумно. Если вывезти сейчас всех мигрантов из страны, на многих предприятиях будет катастрофа. Пресекать нужно попытки бизнеса набить себе карманы в ущерб общим интересам и безопасности страны.
Импортные цыплята
— Еще вопрос про безопасность — технологическую и продовольственную. Россия кормит себя сама, но многие семена и племенной фонд до сих пор импортные. Когда это исправят?
— Вопросами замещения импортного семенного и племенного фонда власть озаботилась не вчера, но сельскому хозяйству нужно больше времени. Этого требует селекционная работа. Нельзя за два дня в лаборатории сделать то, на что нужны годы, так устроена природа. Пока то, чего у нас нет своего, мы можем закупать за границей, но в перспективе все равно нам нужны такие семена и племенной фонд, которые годятся именно для нашего климата. Потом что-то все равно будем импортировать, не растут у нас кофе и бананы.
Главное то, что в России наконец-то очнулись от того наваждения, гипноза, что мы все купим за нефть, газ и другое сырье. Это не только Гайдар проповедовал, многие так думали. Эти настроения хорошо показаны в фильме «Ширли-мырли», прямо в точку. Думали, что по щучьему велению все в стране будет, и можно как Емеля на печи лежать. Теперь я вижу, как у людей на производстве глаза горят. Им тяжко, но они словно проснулись, помолодели, они как победители ходят. Многое теперь сами производим, что раньше даже не пытались, а покупали за границей.
Прерванный полет
— А когда на отечественных самолетах снова летать начнем? Импортные-то нам больше не продают.
— Это интересный вопрос, кто кому чего не продаст. Смотрите, у нас почему разрушилось гражданское авиастроение? Чем его разрушили? Тем, кто в 1990-е правил, сказали из-за рубежа: экспортируйте ваш титан и другие компоненты, мы из этого будем собирать самолеты и вам продавать за нефть и газ. И тогда им поверили, отечественное гражданское авиастроение свернули. Хорошо, что не военное. «Боинги» и «Эйрбасы» примерно на 30 и более % состоят из комплектующих, которые производятся в России.
Теперь Запад сам разрушил в общем-то невыгодную России схему. И мы снова используем титан в своем производстве. Конечно, когда звучат цифры, сколько отечественных самолетов мы выпустим, они скромные, это правда. Потому что не хватает производственных мощностей. Выгодно строить и продавать много самолетов — сотни, а не десятки. Но главное, что у нас остались компетенции, инженеры, рабочие, которые умеют это делать. А что касается рынков сбыта, то их можно масштабировать за счет международной кооперации, например с Китаем или в рамках БРИКС. Это отдельная тема.