марта
Об этом говорится в пояснительной записке ведомства к поправкам к Бюджетному кодексу об управлении средствами ФНБ. В последние десять лет суммы финансирования иностранных правительств по экспортным контрактам из российского бюджета устойчиво росли, деньги на выдачу таких межгоскредитов привлекались РФ на рынке. Сейчас возможности занять средства существенно ограничены, но отказываться от своих обязательств перед зарубежными партнерами нельзя. Поэтому предлагается предусмотреть размещение средств фонда в долговые требования к правительствам иностранных государств.
Как пояснил близкий к правительству источник издания, такой формат также предполагает размещение средств ФНБ фактически в валютные активы, но при этом вне юрисдикции стран, проводящих санкционную политику. В пояснительной записке подчеркивается, что договоры межправительственных займов из средств ФНБ требуется формировать с особой тщательностью для обеспечения безусловного возврата средств от заемщиков. Стоимость таких займов должна быть не ниже доходности по российским ОФЗ.
Также Минфин предложил разрешить вкладывать свободные средства ФНБ — сверх планки накоплений в 7% ВВП — в акции и долговые обязательства российских компаний и инфраструктурные проекты, в том числе ВЭБа.
В пресс-службе правительства сообщили, что работа над поправками к Бюджетному кодексу об управлении средствами фонда продолжается.
По словам экспертов, желание Минфина профинансировать потребителей российской продукции с помощью госкредитов — разумный вариант стимулирования экспортеров в текущих условиях. Кроме того, если давать кредиты надежным странам типа Индии и Китая, такой способ действительно может обеспечить гарантированную возвратность средств. При этом риск блокировки счетов правительства, активов госкорпораций или арест средств ФНБ эксперты считают маловероятным. Поддержка экспорта — однозначно эффективное расходование средств, однако нужно понимать, что такие кредиты не всегда возвращаются, отметили также они. Успешность такой стратегии сильно зависит от платежеспособности иностранного государства и устойчивости его политического режима. С другой стороны, если речь идет в основном об энергетике, то, как правило, Россия это делает в крупных и устойчивых экономиках.