июня
Далеко не весь мед на полках российских магазинов является настоящим, как и не все звезды отелей соответствуют их реальному уровню сервиса. Сколько гостиниц в России уже получили знак Muslim Friendly, и когда такая система заработает для гостей из Поднебесной, зачем нужно регулирование маркетплейсов, нужен ли новый ГОСТ на икру, и как на качестве вина отразятся майские заморозки, в интервью РИА Новости на полях ПМЭФ-2024 рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов. Беседовала Анна Шавырина.
– Максим Александрович, вы в своей работе много внимания уделяете стандартам качества продуктов питания. Расскажите, как идет процесс изменений в ГОСТе на икру?
– Подобный ГОСТ в рамках стандарта Роскачества уже разрабатывался – мы смотрели на реальный уровень соли в существующей на полке продукции. В старом ГОСТе уровень соли был существенно завышен, и, к сожалению, это выталкивало в серую зону российских производителей. Выпуская продукцию по ГОСТу, они не могли положить столько соли, сколько написано в стандарте, потому что икра становилась настолько соленой, что спрос на нее падал. В этом смысле предварительный ГОСТ, разработанный нами пару лет назад, позволил снизить количество соли. Мы также смотрели, изменится ли качество на рынке, возрастет ли число испорченной продукции на полке, но такого не произошло. Сейчас мы понимаем, что наш предварительный ГОСТ может стать государственным. Вот в чем суть изменений, и они будут приняты уже в этом году.
– По вашим оценкам, спрос и потребление рыбы и морепродуктов в целом в стране поменялось?
– К сожалению, за последние практически пять лет потребление рыбопродукции в стране сокращалось – на четверть. В том числе это было связано с тем, что молодежь не хочет готовить сама. Но мы с большой радостью можем сказать, что в первом квартале 2024 года уровень потребления рыбы в России впервые за продолжительное время вырос. Я думаю, что это связано и с улучшением правил продажи, и с улучшением качества.
– В этом году потребление продолжит расти?
– Мы верим в это, отрицательный тренд переломлен.
– Следит ли Роскачество за тем, как меняются продажи товаров и отношение к ним потребителей после выхода ваших исследований?
– Да, это подтверждает статистика розничных сетей. Это действительно инструмент мягкой силы, когда умный потребитель выбирает с полки более качественную продукцию и не покупает товар, который получил от нас низкий рейтинг. Сейчас около 300 продуктов на российском рынке с нашим «Знаком качества» и каждый из них фиксирует рост продаж – по прошлому году на 32%.
А что касается выявляемых нарушений, то большая часть продукции оперативно снимается с полок. Но что самое важное – реагируют и сами потребители. Ритейлеры нам рассказывают, если вдруг они не снимают оперативно какой-либо продукт с полок, сами покупатели говорят: «Почему это у вас еще продается, ведь Роскачество сказало, что рейтинг товара низкий».
– Спрос на какой из отмеченных вами товаров вырос сильнее всего?
– Это продукция разных категорий: и кондитерские изделия, и продукция легкой промышленности, и медовая продукция. И говоря, кстати, про мед не могу не сказать следующее – сейчас мы находимся в очень сложном переходном периоде после вступления в силу закона. Уже нельзя производить мед из искусственных заменителей (глюкозно-фруктозного, мальтозного сиропа) и называть при этом медом. После вступления в силу закона мы еженедельно проводим веерные исследования для того, чтобы на полках сетей осталась только продукция, производимая по ГОСТу. Однако до сих пор мы выявляем серьезные объемы продукции, которая производится по техническим условиям, называется медом, но им не является совершенно. Та работа, которая проводится нами по данной категории, точно также, как и по рыбной, и мясной, и по молочной будет продолжена. Мы не допустим того, чтобы на полках присутствовала некачественная продукция.
И я еще раз призываю ритейлеров, несмотря на то, что есть переходный период до 1 сентября, когда формально по техническим условиям можно ставить на полку глюкозно-фруктозную массу вместо меда и писать, что это мед, не ждать. Потому что мы все равно расскажем потребителям о том, кто вводит их в заблуждение.
Но есть и цифры, которыми точно можно похвастаться – еще недавно в таких проблемных товарных категориях средний уровень фальсификата составлял 11%, а по результатам 2023 года эта цифра опустилась ниже 9%. Здесь важно подчеркнуть, что речь идет не про весь российский рынок в целом, а именно в проблемных категориях, достаточно невысокой цены, где риск фальсификации гораздо выше, чем в среднем по рынку.
– Все ли производители и продавцы обычно исправляются после исследований?
– Количество рецидивистов, которые не реагируют пока на наши рекомендации, снижается с каждым месяцем. Мы рады, что по итогам первого квартала текущего года 84% производителей торговых сетей в первые две недели после получения информации от Роскачества проводят корректирующие действия, сообщают нам о том, что они изменили в маркировке, в этикетке и так далее. А дальше мы выходим на повторное исследование, проверяем, исправились они или нет.
О тех, кто не идет на повышение качества, заботятся сами сети, выводя их продукцию из ассортимента, а также наши коллеги из контрольно-надзорных органов. Более семи тысяч мер реагирования только за 2023 год было принято по тем производителям или сетям, которые не исправились. Те, кто этого не делает, не имеют перспектив на российском рынке.