июля
Богатая энергоресурсами Россия в очередной раз столкнулась с дефицитом бензина. Пока горючего не хватает только на ряде заправок в самых отдаленных регионах страны. Однако, судя по всему, чиновники серьезно опасаются, что отечественные потребители скоро столкнутся с топливной голодовкой: оптовые цены самых популярных марок АИ-92 и АИ-95 с завидным постоянством ставят рекорды роста. Гарантировать россиянам постоянное предложение бензина на заправках Минэнерго собирается за счет запрета экспорта нефтепродуктов. Правда, тогда правительству придется компенсировать крупным топливным гигантам упущенную прибыль от продажи за рубеж горючего, направляя на эти цели сотни миллиардов рублей из бюджета. Первыми отсутствие бензина на некоторых заправках заметили автолюбители Дальнего Востока. Накануне прошедших выходных сразу на нескольких АЗС, расположенных на центральных автомагистралях Южно-Сахалинска, владельцы транспортных средств не смогли заправить своих «железных коней»: на одних отпускали только дизель и АИ-92, на других моторного топлива вообще не было в наличии. Представители местных государственных топливных компаний объяснили дефицит горючего «повышенным спросом, которому не соответствовали объемы поставки»: сахалинские автолюбители активно запасались бензином перед выездами на природу. Работники заправок, в свою очередь, разводили руками: в чем причина дефицита, им не объясняли и когда ситуация наладится — оставалось неизвестным. Исправили ситуацию только срочные ночные поставки на АЗС региона, обеспечившие сахалинский транспорт дополнительными объемами нефтепродуктов.
«Бензиновый дефицит» не так ярко скажется на, например, растворителе Нефрас, больше известном в народе, как бензин «Калоша». Подобные растворители имеют обособленное производство.
Между тем аналогичные недопоставки моторного топлива рискуют в ближайшее время возникнуть и в других российских регионах. По данным ЦДУ ТЭК, несмотря на рост производства бензина в целом, его отгрузки на внутренний рынок снизились почти на 6%. В то же время запасы дизеля сократились примерно на 2%. Более того, Российский топливный союз еще весной предупреждал о риске дефицита бензина этим летом. «Приближающийся период отпусков приведет к еще большему росту спроса, который, по нашим оценкам, может вырасти еще на 10-20%», — отмечали тогда независимые участники рынка горючего.
Сейчас эти прогнозы сбываются: цены на бензин идут на повышение. В июле оптовые котировки горючего несколько раз обновили исторические максимумы на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Розничная стоимость бензина отреагировала на эти рекорды незначительно, тем не менее с начала года цена АИ-92 и АИ-95 уже взлетела на АЗС более чем на 5%. Такой рост превысил заложенный правительством прогноз инфляции в 4%, поэтому отраслевым ведомствам до конца года придется приложить все усилия, чтобы, если не сбить, то хотя бы удержать тарифы на заправках в приемлемых рамках.
Набор инструментом по стабилизации стоимости горючего у чиновников невелик. В первую очередь на борьбу с топливным бумом поставлен механизм демпфера, который предусматривает снижение экспорта нефтяниками при высоких мировых ценах на сырье. Однако за него государству приходится платить: по недавно утвержденной формуле на компенсации нефтяникам за ограничение зарубежных продаж в 2021-2023 годы из бюджета предполагается потратить до 350 млрд рублей.Между тем в распоряжении государства существуют и более радикальные средства сдерживания топливных цен. Как заявил министр энергетики Николай Шульгинов, если цены на топливо будут сохраняться на нынешних рекордных уровнях, то уже на этой неделе — до конца июля — в России может быть запущен «процесс запрета экспорта бензина».
По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, наложить мораторий на тот или иной бизнес для государства оказывается гораздо проще, нежели подбирать сугубо экономические методы достижения равновесия. Оградить розничный сектор от ценовых всплесков можно за счет рыночных способов, в частности путем снижения налогов и акцизов, занимающих до 80% розничных расценок топлива. Тем не менее государству привычнее воспользоваться арсеналом административно-командной экономики, нежели жертвовать фискальными доходами. «Постоянные информационные интервенции о кардинальных мерах борьбы с ценами со стороны государства обычно происходят в период пиковой стоимости продукции. Такие выбросы служат предупреждением производителям о необходимости сдержать свои аппетиты. Последствия от моратория на экспорт статут самым болезненным ударом для внутреннего топливного рынка — механизм демпфера разобьется, и правительство либо уже не сможет сдерживать цены на российских заправках за счет индексации добытчикам, либо на эти цели будет уходить гораздо больше средств», — отмечает эксперт.
В любом случае без ручного управления цен на бензин государству уже не обойтись — в ближайшее время профильные ведомства правительства наверняка снова пригласят нефтяников за стол переговоров для предотвращения ценового всплеска на заправках. В ином случае, по оценке старшего аналитика Forex Optimum Александра Розмана, подорожание бензина в рознице продолжится: до конца года стоимость АИ-92 может вырасти с 45,5 до 47 рублей, а литра АИ-95 — с 50,5 до 52 рублей.