мая
Для реализации единственного майского указа 2018 года президента России Владимира Путина правительство Дмитрия Медведева запустит 13 национальных проектов. Сумма расходов по всем нацпроектам 2018—2024 годов составляет 25,01 трлн рублей. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на рабочие материалы правительства, готовившиеся Минфином и Минэкономики.
В бюджетной конструкции уже предусмотрены 17,06 трлн рублей (в среднем — 2,8 трлн рублей в год), перераспределить надо недостающие 7,99 трлн рублей, или порядка 1,3 трлн рублей в год.
Среди 13 проектов — крупнейшие: автодорожный (8,42 трлн рублей до 2024 года), демографический (3,55 трлн рублей), инфраструктурный (1,79 трлн рублей) и проект «цифровой экономики» (1,31 трлн рублей). В абсолютных цифрах больше всего новых средств уйдет в медицину (1,33 трлн рублей до 2024 года), дороги (1,24 трлн рублей) и «цифровую экономику» (1,01 трлн рублей).
По данным издания, практически вся идеология новых нацпроектов — в повторении старых: в основном это закупки оборудования, капвложения и госзаказы. Исключение — новый нацпроект по здравоохранению. В 2019 году медицина должна получить 208,7 млрд рублей сверх плановых в нацпроекте 48,4 млрд рублей. Пик допрасходов (305,7 млрд рублей) придется на 2020 год, после чего они снизятся в сумме до 225—250 млрд рублей в год. Главная статья новых расходов — борьба с онкозаболеваниями (117,4 млрд рублей в 2019 году, с 2020-го расходы по программе начнут расти до пика в 2021-м — 193,4 млрд рублей, затем стабилизируются до 162 млрд рублей в год).
Около 30 млрд рублей добавят борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, еще одна крупная статья расходов — цифровизация здравоохранения.
Нацпроект по образованию предполагает 140—150 млрд рублей в год до 2021 года (сейчас те же расходы — 80 млрд рублей в год), и самые крупные расходы в нем — достройка новых школ и общежитий и «Цифровая школа» (цифровизация учебников и учебных курсов). Основные допрасходы по демографическому нацпроекту — строительство яслей для детей в возрасте до трех лет, в 2019—2020 годах эти расходы утроятся, видимо, с расчетом закрыть дефицит мест полностью. В нацпроекте «Жилье и городская среда» новые траты — это вложения в технологии стандартизированного жилья и удвоение (с 30 млрд до 60 млрд рублей в год) расходов на «комфортную городскую среду». Проблема этого нацпроекта — отсутствие средств на расселение аварийного жилья: 50,6 млрд рублей в год на это пока под вопросом, отмечает издание.
Программа «Международная кооперация и экспорт» предполагает постоянное выделение средств на деятельность Российского экспортного центра и рост трат на стимулирование экспорта — с 81 млрд до 150 млрд рублей уже в 2019 году. Программа поддержки производительности труда в 2019 году должна увеличить бюджет почти в десять раз и остаться практически невидимой на фоне других — это 11,1 млрд рублей в год, предусматривающих небольшие новые субсидии через Фонд развития промышленности и подготовку кадров. Программа развития малого и среднего предпринимательства также компактна — 111,8 млрд рублей в 2019 году, половину допрасходов запрашивают сами институты развития — Корпорация МСП, МСП Банк и др. Важный момент в этой программе — почти удвоение господдержки фермерства, до 39 млрд рублей в год.
Нацпроект по дорогам, сам по себе огромный, прирастает в основном 133 млрд рублей в год с 2019 года на ремонт трасс в мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (68 городов). Крупнейшие расходы проекта по экологии — решение мусорной проблемы (рост расходов почти в четыре раза — до 20—25 млрд рублей в год), срочное улучшение экоситуации в 12 центрах металлургии и нефтепереработки (там расходы увеличены в 20 раз и сопоставимы с мусорными) и решение проблем с питьевой водой в стране с 2020 года.
Почти все расходы «цифрового» нацпроекта — это очень быстрые вложения в цифровую широкополосную связь для госсектора, школ и больниц, а также софт для госструктур: туда в 2019 году уйдет большинство допрасходов в 158 млрд рублей. В нацпроекте по науке основные расходы — обновление приборной базы, на что в 2019—2022 годах будут выделять по 15—20 млрд рублей в год, а в 2023—2024 годах — 25—30 млрд рублей. Главные новые траты «инфраструктурного» проекта — госфинансирование скоростных контейнерных перевозок по РФ. Проблема программы на сегодня — отсутствие денег на развитие скоростных железных дорог и внутренних водных путей.
Наконец, культурный нацпроект — это дополнительные деньги на ремонт музеев, концертных залов, театров и выставочных центров примерно на 10 млрд рублей в год, удвоение трат на ремонт муниципальных библиотек и сельских клубов (с 2,9 млрд до 4,9 млрд рублей с 2019 года) и утроение (до 3,1 млрд рублей) — на «укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ».
Нацпроекты 2019—2024 годов масштабнее — но вряд ли будут иметь схожий по масштабу имиджевый эффект, если не будут сопровождаться политическими и институциональными реформами — особенно если их ценой станет пенсионный возраст, заключает издание.