сентября
Минфин предложил правительству провести реформу страховых взносов с 2017 г. или повысить НДС.
Минфин предлагает взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 г. довести ее до 26% (29% – с 2017 г., 28% – с 2018 г.).
Есть и альтернативный вариант: в 2017 г. повысить НДС до 20%, 10%-ю льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 г. начать увеличивать ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%.
В итоге в следующем году можно получить еще почти 600 млрд руб., рассказывает один из чиновников, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд руб. – в 2019 г.
Идея Минфина обсуждалась на прошлой неделе премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина.
«Договориться не удается, все ушло на уровень президента и премьера», — говорят чиновники.
Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. руб. в год, а сверх этой суммы – 10%. В Фонд социального страхования – 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. руб., в Фонд медицинского страхования – 5,1% со всей зарплаты.
Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к выпадению доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% – 0,4% ВВП, по оценке Экономической экспертной группы.
Но при снижении ставки почти в 2 раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога.
Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, полагает один из чиновников.
Планы меняются
Еще в мае этого года Антон Силуанов заверил, что Минфин «много работает» над тем, чтобы избежать необходимости повышать налоги.
«Таких расчетов мы сейчас не делаем, инициатив или поручений нет. Мы очень много работаем и над расходной частью бюджета и над улучшением администрирования, чтобы даже в условиях снижения поступлений из-за изменившейся макроэкономической ситуации необходимости повышать налоги не возникло», — процитировало издание слова министра в пресс-релизе Минфина.
В российском правительстве рассматривают возможность повышения налогов после выборов президента в 2018 году.
По данным собеседников издания, речь могла идти либо от ухода от плоской шкалы подоходного налога, либо о ее сохранении с повышением ставки налога с 13% до 20%.
Речь также шла о возможном повышении НДС, сообщила WSJ.
«Идет дискуссия о том, как сделать так, чтобы налоги не выглядели чрезмерными и не очень сильно ударили по населению», — рассказал один из собеседников газеты.
Именно в ответ на эту публикацию глава Минфина и заявил о том, что повышения налогов не планируется.
Тем не менее, уже 31 августа текущего года издание «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников сообщило о том, что Минфин РФ планирует в 2017-2019 годах дополнительно собрать в бюджет порядка 2,5 трлн рублей.
Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн.
Как пишет издание, Минфин предлагал собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний, сообщило издание.
Как рассказали «Ведомостям» источники, Минфин разработал дополнительный пакет налоговых изъятий в 2017 году.
Всего в 2017 г. будет изъято 320 млрд руб.: единоразовое повышение налогов на нефтяные компании, которое должно было действовать только в 2016 г., будет продлено, и это даст 200 млрд, а 100 млрд соберут с «Газпрома». С него же хотят взять еще около 70 млрд – выходит 370 млрд руб.
Но налоговая реформа в нефтяной отрасли (введение налога на добавленный доход, НДД) лишит Минфин 50 млрд, всего выйдет 320 млрд руб.
Сообщалось, что ведомство к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова подготовило бюджетный прогноз, состоящий из нескольких пунктов, среди которых повышение налогов, мобилизация доходов бюджета и исчерпание суверенных фондов за три года.
По словам источника, Минфин предлагал ряд идей для обсуждения по повышению налогов. Так, например, одним из них является повышение на 1% каждого из ключевых сборов. Такое решение позволит пополнить казну на 170-324 млрд рублей.
Кроме того, одним из вариантов предлагается рост единой ставки налога до 15-16% и введение необлагаемого минимума.
В ведомстве также предложили реформировать систему страховых взносов, а частности взимать их со всего зарплатного фонда полностью по единой ставке.
В качестве альтернативного варианта чиновники предлагают снизить взносы в обмен на повышение НДС, рост которого на 1% дополнительно пополнит казну на 220 млн рублей.
АКРА: повышение НДС до 20% ускорит инфляцию
Повышение НДС до 20% может дополнительно ускорить инфляцию в РФ на 1 процентный пункт, посчитали эксперты Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА).
«Повышение ставки НДС до 20% действительно скажется на инфляции: эффект достигнет, по нашей оценке, плюс 1 процентный пункт, но совокупный эффект от изменения ставок (НДС и страховых взносов — ред.) на реальные доходы населения принципиально может быть и нейтральным», — сказал РИА Новости старший аналитик АКРА Дмитрий Куликов.
Газета «Ведомости» со ссылкой на нескольких федеральных чиновников написала во вторник, что премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов обсуждали с президентом Владимиром Путиным предложение Минфина РФ о введении с 2017 года единой ставки социальных взносов в 29%, и снижении ее к 2019 году до 26%.
Одновременно, по данным издания, обсуждалась идея повышения НДС с нынешних 18% до 20% и постепенный отказ от льготной 10% ставки этого налога.
Льготная ставка НДС сейчас действует, прежде всего, в отношении социально-значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий. Кроме того, по льготной ставке облагаются печатные издания и племенной скот.
В отношении страховых взносов в РФ действует регрессия: общий предельный размер взноса, который распределяются между Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования (ФСС) и Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), составляет 30%.
Однако со всего объема ФОТ уплачивается только 2,9% взнос в ФОМС.
Пенсионный сбор по ставке 22% взимается с зарплат, не превышающих 796 тысяч рублей в год, а зарплаты выше этого порога облагаются по ставке 10%. Взнос в ФСС в 5,1% берется с годовой зарплаты в пределах 718 тысяч рублей, с более высоких зарплат этот взнос вовсе не взимается.
По мнению разработчиков описанных предложений, уже в следующем году бюджет может получить от предложенных мер почти 600 миллиардов рублей дополнительных доходов, еще 400 миллиардов – в 2018 году и еще 200 миллиардов – в 2019 году.
Возможный эффект
«Предлагаемый экономический стимул (снижение ставок по взносам на 4 п.п.) действительно может оказать положительное влияние на снижение теневой занятости», — считает аналитик АКРА.
Он отметил, что в настоящее время, по разным оценкам, доля «теневой экономики» в РФ составляет от 13% до 37%. «В мировой практике есть примеры, когда снижение ставок позволяло увеличивать собираемость налога», — признал Куликов.
Однако, по его словам, правильнее было бы провести полноценную пенсионную реформу. «Гораздо больший эффект могла была бы оказать фиксация плана развития пенсионной системы – с целью увеличения доверия к ней», — сказал он.
С аналитиками АКРА согласны многие российские аналитики, которые также полагают, что повышение НДС до 20% приведет к росту инфляции на один процентный пункт.
Специалисты уверены, что на фоне сложившейся в стране экономической обстановки данное повышение скажется крайне негативно на развитии отечественной экономики.
Аналитики также отмечают, что такое повышение окажет негативное влияние как на рост цен, так и не всеобщее благосостояние россиян. О снижении покупательной способности населения в результате повышения налогов говорят и предприниматели.
По подсчетам аналитика экономической экспертной группы Александры Суслиной, которую цитирует Lenta.ru, дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6 процента ВВП и почти на 1 процент ВВП при ее унификации.
Но рост НДС на 1 процентный пункт разгонит инфляцию на 0,4-0,6 процентного пункта. При этом 1 процентный пункт инфляции означает 120 миллиардов рублей дополнительных расходов бюджета.
О негативных последствиях говорят и составители экономической программы «Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения» — бизнес-омбудсмен Борис Титов, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, экономист Яков Миркин и эксперт Столыпинского клуба Даниил Наметкин, отмечая возможный рост теневой экономики.
В докладе отмечается, что с каждым годом в нашей стране предпринимателей становится все меньше и основная причина этого – налоговая политика.
Кроме того, средний бизнес в России ничтожно мал – всего 25% ВВП. В малом и среднем бизнесе работает до 25% от занятого в экономике РФ населения. Это намного меньше, чем в большинстве стран мира, отмечают авторы доклада. При этом сокращение малого и среднего предпринимательства (МСП) является главным фактором роста безработицы и роста нагрузки на госбюджет.
Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в марте 2015 г., до 28% сотрудников компаний отмечают, что получают часть зарплаты или всю зарплату в конверте.
Согласно данным Минтруда России 20% экономически активного населения страны, или 22,5 млн человек, не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят взносы в Пенсионный фонд. «Получается, что половина трудоспособного населения работает в теневом секторе экономики», — отмечает Титов.
Еще в августе этого года первый зампред правительства Игоря Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович резко раскритиковали предложения Минфина.
А пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков во вторник заявил, что глава государства не принимал решений о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) или иных налоговых платежей.
Он подчеркнул, что этот вопрос находится в компетенции кабинета министров. «Безусловно, все эти вопросы, связанные с налоговыми маневрами и так далее, они затрагиваются на совещаниях у президента по экономическим вопросам так или иначе, но хочу напомнить, что все-таки это целиком и полностью прерогатива правительства», — отметил он.