ноября
Создание в России Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма может привести к негативным последствиям, пишет на страницах газеты «Московский комсомолец» адвокат Евгений Корчаго. Он отмечает, что новый антитеррористический орган дает экстраординарные полномочия силовикам.
Теперь они смогут без суда и следствия заморозить любую собственность гражданина или организации. Арест имущества на основании не всегда достоверной информации превращает нашу страну в место для полного беспредела силовых структур, которых и сейчас зачастую обвиняют в рейдерстве.
Кроме того, возникает серьезная опасность, что нерадивые чиновники или граждане смогут использовать такое положение дел для борьбы со своими неугодными конкурентами, блокируя их деятельность, так как замораживать можно любое имущество и денежные средства.
Основанием для заморозки собственности граждан может стать сигнал, поступивший невесть откуда, и даже просто подозрения. Так, в пункте N5 Положения о комиссии говорится о том, что она имеет право «принимать решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), вносить изменения в ранее принятые решения или отменять их».
«И хотя комиссия имеет право отменить свое первоначальное решение в случае необходимости, а обиженный гражданин или компания смогут обжаловать его в суде, то от этого совсем не легче. Пока разберутся во внесудебном порядке, бизнес подозреваемого будет уничтожен, его сотрудники потеряют работу», — отмечают журналисты.
Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма была создана по указу президента Владимира Путина от 18 ноября. Согласно этому документу, новый орган получил право принимать решения о замораживании денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности.
Счета (а равно и другое имущество) компаний и отдельных граждан могут быть заморожены еще до их официального включения в утверждаемый Росфинмониторингом перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и даже при отсутствии оснований для включения в этот список.
Также комиссия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию о лицах и организациях, которые подозреваются в причастности к финансированию терроризма, от органов и организаций, а также от компетентных органов иностранных государств.
Кроме того, новый орган вправе приглашать на свои заседания должностных лиц и специалистов органов и организаций, а также компетентных органов иностранных государств.
В указе перечислены госструктуры, которым рекомендуется направлять сведения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) в Межведомственную комиссию по противодействию финансированию терроризма. В перечень вошли: органы прокуратуры РФ, Центральный банк Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также «иные государственные органы и организации».
Кроме того, созданная Путиным комиссия будет рассматривать представленные ей Росфинмониторингом обращения компетентных органов иностранных государств, свидетельствующих о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). Срок рассмотрения обращений не должен превышать 30 дней.
По итогам рассмотрения обращений может быть принято решение о замораживании имущества организации или физического лица. В случае заморозки счетов и имущества физических лиц последним должно быть назначено «ежемесячное гуманитарное пособие».