июля
В четверг, 2 июля, депутаты от «Единой России» отчитались о работе в весеннюю сессию. Как отметили парламентарии, за это время были приняты десятки важных законов. Впрочем, не все из них оказываются достаточно эффективными, а в необходимости некоторых эксперты вообще сомневаются. Возьмем, к примеру, новоиспеченный закон о создании Федеральной корпорации поддержки малого и среднего бизнеса. Новая структура объединит Агентство кредитных гарантий (АКГ) и Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк). Таким образом власти намерены оптимизировать работу бизнесменов. Но эксперты не разделяют их оптимизм. АКГ и МСП-банк по отдельности не оказали должной помощи бизнесу. И где гарантия, что вместе они будут действовать эффективнее?
Поднять предпринимателей с колен наша власть пытается последние 10 лет. Очередная надежда возлагается на новую структуру — Федеральную корпорацию поддержки малого и среднего бизнеса. Ее основными задачами станут оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической помощи, выдача поручительств и гарантий субъектам МСП.
Работать госкорпорация будет на базе АКГ и «дочки» Внешэкономбанка — МСП-банка. По словам законодателей, создание «единого окна» облегчит получение финансовых средств нуждающимся предпринимателям.
Однако не все в правительстве такие оптимисты. Прежде всего сомневается в слиянии глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова.
Так, например, по подсчетам ее ведомства, в прошлом году на поддержку МСБ было выделено из федерального бюджета до 50 млрд рублей. Аудит же показал, что с июня по декабрь 2014 года АКГ выдало 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд рублей. Это при том, что от субъектов МСП поступило 439 заявок. Это фактически только 21,4% от установленного правительством плана.
«По результатам проведенного анализа следует отметить, что в 2014 году инструмент гарантийной поддержки, реализуемый агентством, использовался недостаточно активно, в то время как востребованность этого инструмента со стороны субъектов МСП достаточно высока», — подчеркнула Голикова.
В чем же причина такой неэффективности АКГ? Как поясняет «МК» бизнес-омбудсмен Борис Титов, всему виной — изначально неверно выстроенная работа агентства. Дело в том, что сейчас для получения кредита предприниматель обращается в банк, а тот, если сочтет нужным, передает информацию в АКГ. Последний, рассмотрев ее, решает, предоставлять гарантию под выдачу займа или нет. В большинстве же случаев до АКГ дела так и не доходят. Банки попросту не хотят связываться с неперспективными, на их взгляд, предприятиями. Поэтому Титов предлагает применить опыт Италии, где бизнесмены обращаются за финпомощью напрямую в Агентство кредитных гарантий.
По данным СП, АКГ также недостаточно минимизирует процентную ставку по кредитам, выдаваемым субъектам МСП. Займы оставались дорогими (до 28% годовых) даже относительно ключевой ставки ЦБ, которая выросла к декабрю 2014 года до 17%.
Что же касается МСП-банка, то эта организация также не может похвастаться выдающимися успехами. «На 1 января 2015 года господдержка через МСП-банк — 2,1 млрд рублей. Это 5,3% от потенциальных возможностей», — уточняет первый зампред СП Вера Чистова.
Как отмечает президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, сейчас лучше уменьшить налоги. Фискальная нагрузка в России — в разы выше, чем в большинстве стран мира. В правительстве же успокаивают тем, что налоговое бремя расти не будет. Однако, по словам главы РСПП Александра Шохина, только за последний год введено 70 новых сборов.
Кроме того, бизнес постоянно подвергается плановому и неплановому контролю. По данным Титова, до 70% организаций столкнулись хотя бы с одной проверкой. При этом лишь в 15% случаев это действительно было оправдано.
Неудивительно, что отечественный малый и средний бизнес предпочитает уходить в «тень». В настоящее время его доля в ВВП составляет 20%, что в три раза меньше, чем в развитых государствах.
Неслучайно Голикова задается обоснованным вопросом: можно ли на базе двух неэффективных структур создать по-настоящему действенную госкорпорацию?