Санкциям вопреки: почему Бельгия продолжает покупать российские алмазы

Санкциям вопреки: почему Бельгия продолжает покупать российские алмазы

Несмотря на конфликт на Украине, Бельгия продолжает импортировать алмазы из России, хотя и в гораздо меньших количествах, констатирует The Guardian.

ЕС прекратил импорт российского угля, постепенно отказывается от большей части российской нефти и прекратил закупать многие российские товары, включая золото, икру и водку. Тем не менее алмазы снова и снова избегают попадания в санкционный список. Это обстоятельство еще более поразительно, поскольку торговля касается только одного государства-члена ЕС — Бельгии, которая всегда заявляла, что не будет блокировать запрет.Торговля продолжается, несмотря на давление со стороны президента Украины Владимира Зеленского. Мир стоил «больше, чем любые бриллианты», заявил он в марте в парламенте Бельгии.

Польша и прибалтийские страны снова настаивают на том, чтобы алмазы были включены в следующий раунд санкций ЕС — девятый — который высокопоставленные чиновники обещали подготовить до конца года.

Тем временем США запретили импорт непромышленных алмазов из России, а Великобритания в марте ввела санкции в отношении компании АЛРОСА. Но ни в одной стране нет такого крупного центра торговли алмазами, как в Бельгии.

Бельгийский Антверпен занимается торговлей алмазами с XV века. По данным торговой ассоциации Antwerp World Diamond Center (AWDC), около 1700 компаний и 4500 дилеров покупают и продают алмазы в компактном алмазном районе.

До начала конфликта на Украине 25% необработанных алмазов, проходящих через Антверпен, поступали из России. В 2021 году Бельгия импортировала российских алмазов на 1,8 млрд евро и на 1,2 млрд евро за первые восемь месяцев 2022 года, согласно статистике Национального банка Бельгии, предоставленной Guardian. В 2022 году торговля шла как на американских горках: в июне она резко выросла до 393,8 млн евро, а затем резко упала. В августе 2022 года Бельгия импортировала российских алмазов на сумму 35,9 млн евро по сравнению с 215,4 млн евро в том же месяце 2021 года, что на 83% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Том Нейс, представитель AWDC, сказал, что июньский всплеск отражал алмазные сделки, которые уже были закрыты до начала конфликта на Украине. Как только начался конфликт, отрасль погрузилась в неопределенность, оставив в воздухе миллионы торговых операций. «В течение трех месяцев небольшой армии юристов нужно было расследовать, все ли заключенные сделки были в порядке, все ли они соответствовали изменяющимся правилам в США и Европе. Им постоянно приходилось находить логистические решения», — говорит Том Нейс.

Несмотря на резкое падение объемов торговли с июня, Нейс отвергает запрет на импорт. По его словам, Антверпен должен оставаться «открытой дверью для компаний, у которых нет выбора». «Для нас самое главное, чтобы эти компании получили возможность адаптироваться к новому рынку».

По его словам, у крупных компаний есть альтернативы российским алмазам. «Но для мелких трейдеров это очень сложно… тогда вас задавят до смерти, если у них не будет альтернатив». В некоторых нишевых секторах нет альтернативы российским алмазам, добавил он, отметив, что российские технические алмазы являются эталоном для хирургических глазных скальпелей.Филип Рейньерс, директор Международной службы информации о мире, исследовательского института в Антверпене, считает эти цифры «устаревшими и преувеличенными», утверждая, что они основаны на исследовании 12-летней давности. (Однако AWDC заявил, что их данные основаны на исследованиях 2021 года.)

В частном порядке бельгийские официальные лица предупреждали ЕС о потере рабочих мест, хотя правительство настаивает на том, что оно никогда не стремилось блокировать санкции. «Наша страна никогда не блокировала меры, связанные с алмазным сектором, — заявил в марте премьер-министр Бельгии Александр де Кроо. Бельгийские официальные лица настаивают на том, что это утверждение остается в силе и сегодня. Однако, по словам одного из источников, когда российская алмазодобывающая компания была включена в последний пакет санкций, Бельгия воздержалась. Позднее санкции были приняты единогласно без упоминания российской компании.

Бельгия далеко не единственная, кто обеспечивает исключения для своей промышленности в рамках антироссийских санкций. Как напоминает The Guardian, Венгрия, Словакия и Чехия исключены из-под нефтяного эмбарго; Италия (и Бельгия) добились отсрочки запрета на некоторые российские стальные изделия, сославшись на риск потери рабочих мест. Некоторые страны с пониманием относятся к аргументам Бельгии. Запрет на российские алмазы «сработает против нас, потому что торговля пойдет в Индию», — сказал один из высокопоставленных дипломатов ЕС.

Но санкционные «ястребы» не унимаются. «Бельгии нужно вести разговор — не только поддерживать Украину сильными и красивыми заявлениями, но и находить в себе смелость разделить боль санкций со всеми другими партнерами по ЕС», — сказал один высокопоставленный дипломат ЕС.

Алмазная промышленность Антверпена утверждает, что такой курс действий вызовет исход торговцев алмазами из Антверпена на Ближний Восток и в Индию, страны, которые все еще торгуют с Россией. «Это не какое-то расплывчатое предупреждение: в конечном итоге вы рискуете, что все 40 миллиардов евро [годового оборота] уйдут в Индию или Дубай, и они станут крупнейшим торговым центром в мире», — сказал Нейс.

«Хорошая ли идея наносить себе вред таким образом, чтобы разрушить собственную экономику? – спрашивает он. – Для чего — отдавать это странам, у которых сегодня нет вопросов или проблем в отношениях с Россией? Вы вознаграждаете страны, которые делают противоположное тому, что вы от них хотите».

Бельгийское правительство считает, что запрет на российские алмазы должен быть гораздо шире и охватывать ограненные и полированные камни. Критики запрета на алмазы в США отмечают, что он не останавливает импорт российских алмазов через Индию после того, как они были огранены и отполированы в этой стране, превращая их в «индийские» алмазы.

Пресс-секретарь премьер-министра Бельгии упомянул о резком падении импорта российских алмазов с июня. «В настоящее время изучается возможность довести эту торговлю до нуля, но это должно произойти на основе коллективного подхода», — сказали они. «Если мы серьезно относимся к прекращению денежного потока в Россию, этого можно достичь только в том случае, если мы также прекратим покупку и продажу ограненных и полированных алмазов, а не только торговлю необработанными алмазами. Это то, что должно быть решено с теми, кто представляет основные розничные рынки».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые оперативные новости экономики в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.