сентября
Нефтяные компании должны увеличивать число заказов на дальневосточной судоверфи «Звезда», заявил президент России во время посещения предприятия в городе Большой Камень. На этом глава государства завершил поездку на Дальний Восток и отправился на Урал, в город Пермь.
В 2016 году Владимир Путин принял участие в церемонии запуска первой очереди завода, и вот глава государства снова здесь, уже на закладке четырех судов, строительством которых займутся на судоверфи по заказу «Роснефти».
«Сейчас важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи — начать выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники. Уже утвержден перспективный план загрузки предприятия до 2035 года. Рассчитываю, что он будет выполнен. Будем за этим следить, потому что это одно из ключевых условий успешной работы», — подчеркнул Путин.
«Не только «Роснефть», но и «Газпром», «Новатэк» и другие наши компании должны выполнять этот план и заранее вовремя делать эти заявки, а, может, даже и большие заявки, потому что потенциал перевыполнения этого плана у «Звезды», безусловно, есть», — уверен президент. — «Звезда» обязательно войдет в число ведущих судостроительных верфей России и мира», — заявил он. Цель проекта — не просто создание современного судостроительного предприятия, а образование принципиально нового эффективного промышленного кластера на Дальнем Востоке.
Президент принял участие в церемонии закладки четырех многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса. Вместе с гендиректором «Звезды» Юрием Фильченком и главой «Роснефти» Игорем Сечиным глава государства закрепил памятную табличку на закладной секции одного из судов. Это судно будет носить название «Владимир Мономах», остальные три — «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария». Они будут содействовать развитию Северного морского пути, чрезвычайно важного проекта для всей страны, подчеркнул Путин.
Глава «Роснефти» доложил о заключении контракта с «Росморпортом» на строительство четырех мелкосидящих ледоколов. Но даже с учетом заказов «Роснефти» этого недостаточно. Портфель «Звезды» состоит из 14 судов, а нужно, чтобы в нем до 2035 года было 188. «К сожалению, реальность отличается от наших пожеланий», — продолжил Сечин. Он сообщил, что российские потребители разместили в портах Китая более 50 заказов. А в Южной Корее их объем превышает 5 млрд долларов, а ожидается — еще больше.
«Требуются срочные меры по внесению изменений в законодательство, направленные на защиту отечественных судостроительных и морских транспортных компаний», — обратился к президенту глава «Роснефти».
«То, о чем говорил Игорь Иванович Сечин по поводу неких пробелов в законодательной базе — это действительно так, но это будет в ближайшее время исправлено», — сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин. До конца года выйдет закон, и с января появится новый режим для заказов авиа и морской техники в рамках импортозамещения.
Комиссия по импортозамещению будет регулировать все заказы свыше определенных сумм. «Например, для авиации это не более 1 млрд рублей. Если дороже, то этот вопрос должен быть согласован с правительством. По морской технике — до 2 млн рублей, по вертолетам — 400 млн рублей. Фактически, теперь некоторая самостоятельность, самостийность отдельных заказчиков будет отрегулирована правительством», — заявил Рогозин. Цифры по морской технике еще будут обсуждаться.
«Речь идет о государственных компаниях и компаниях с госучастием, а также дочках госкомпаний в случае, если доля государства там превышает 50 процентов», — пояснил вице-премьер. Что касается «Новатэка», то, по его словам, с компанией будет вестись работа, поскольку «он пользуется самой разной господдержкой». «Просто у правительства появятся легальные основания не просто просить и договариваться, а требовать», — заключил Рогозин.
Напомним, что «Звезда» создается на базе одноименного завода по поручению президента консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью» и будет выпускать суда и другие виды морской техники для реализации проектов по добыче углеводородов на континентальном шельфе. Мощность переработки составит до 330 тысяч тонн стали в год. Здесь будет крупнейший в России сухой док и производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.
Судоверфь сможет выпускать коммерческие грузовые суда, морские платформы, суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса, специальные танкеры и газовозы. «Роснефть» стала «якорным» заказчиком: четыре судна снабжения усиленного ледового класса и пять экологически чистых танкеров на газовом топливе.
На «Звезду» поставлены уникальные краны, в том числе один из крупнейших в мире — «Голиаф» — грузоподъемностью 1200 тонн. Можно будет строить суда длиной до 300 метров и шириной до 75 метров. Будет поставлен уникальный док для спуска судов со стапеля — ранее такого на российских верфях не было.
На территории города Большой камень в 2016 году была создана территория опережающего социально-экономического развития. Уже сданы первые многоквартирные дома для работников. На верфи будут работать более 7 тысяч человек.